(1925–2016)
1977 г. масло, холст
ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ
«через тернии к звездам»
Описание
Перед вами динамичное и экспрессивное по композиции полотно. Уже с первого взгляда оно поражает активным, стремительным движением вперёд — в будущее, в неведомое пространство новых возможностей. Две фигуры — человек и антропоморфное существо — будто вырываются из недр «техногенного» мира. Они пробивают своим стремительным натиском плотную, массивную среду рельефа, как будто преодолевают не только физические препятствия, но и барьеры времени и пространства.
Человек здесь представлен в образе титанической силы — символа разума, воли и неукротимого стремления к развитию. Его движение — не просто шаг вперёд, это настоящий прорыв сквозь толщу веков и традиций, к новым горизонтам науки, техники и духа. Антропоморфное существо рядом словно олицетворяет внутреннюю природу или неведомые энергии, которые сопровождают и поддерживают человека в его вечной борьбе за прогресс.
Мощная фактура полотна, глубокий монументальный рельеф, сочетание динамики линий и тяжести материала создают ощущение напряжённого усилия и великой цели. Это произведение говорит о бесконечном движении цивилизации, о преодолении сопротивления среды и о несломленном духе человеческого стремления к будущему.
биография
картина характерна для зрелого периода творчества БОСКИНА — 1910-х годов.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БОСКИН, замечательный, во многом недооцененный, русский художник, многолетний экспонент товарищества передвижных художественных выставок, получил известность в творческих кругах и у широкой публики в конце 1900-х. в 1911 году БОСКИН поселился в Сергиевом посаде, с которым и связана последующая судьба мастера. Автор активно участвовал в культурной жизни города, в частности, посещал «вечера» знаменитого литератора, редактора и коллекционера Анатолия Александрова (1861–1930) на Бульварной улице, где среди гостей были Михаил Пришвин и Сергей Флоренский. Именно в коллекции А. Александрова находились многие работы Боскина, позднее переданные в историко-художественный музей. В 1910-е автор создал галерею красочных видов Сергиева Посада с его доминантой куполами и башнями Гроице-Сергиевой Лавры и оживленной рыночной площадью.

Многие картины Боскина представляют оригинальный образ России, идущий, во многом, от народного лубочного и декоративно-прикладного искусства (деревянной игрушки, производство которой так развито в районе Сергиева Посада). Отсюда некоторая наивность в изображении сценок из деревенской жизни, всевозможных крестьянских хороводов и гармонистов, некоторая диспропорциональность и нарушение перспективы (отсыл к иконописной традиции), обязательная красочность, акцентирование внимания зрителей на деталях орнамента и архитектуры. Многофигурные жанровые композиций Боскина, изображающие оживленные ярмарки и базары на фоне древнерусской архитектуры, отличаются декоративной выразительностью, выразительным мелким фактурным мазком и колористической гаммой с преобладанием зеленых, желтых, синих, бордовых и красных тонов.