(1925–2016)
Середина 1980-х. Холст, масло. 117х178 см.
ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ
«Битва титанов»
Описание
Неизвестный любуется фризами Пергамского храма, его захватывает миф о битве богов с титанами, и он создает свое произведение, созвучное этой теме. Если мифологические титаны наделены волшебной сверхчеловеческой силой, то титаны Неизвестного – это человекоподобные механические существа, давящие своей титанической мощью друг на друга.Сложная многофигурная композиция, заполняет всю поверхность холста, ритмически создавая эффект самого процесса разрушения. Здесь автор показывает деформацию человеческого тела и отторжение его от маски и сложной конструкции, в которую оно заключено. Вот, кажется, еще мгновение, и центральная фигура развернется, как пружина, и выпрямится во весь рост, разметав все вокруг.

Эскиз к полотну опубликован в книге Эрика Эгеленда как одна из страниц альбома, посвященного «Древу жизни».
биография
Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург, Россия).

С юных лет проявляя интерес к искусству, Неизвестный мечтал о художественной карьере, однако начавшаяся Великая Отечественная война прервала его планы. В 1942 году он ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен и пережил клиническую смерть. После войны он поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ), где получил профессиональное образование. К началу 1960-х годов Неизвестный стал одним из наиболее ярких представителей советского неофициального искусства. В 1962 году на выставке в МОСХ его работы вызвали резкую критику Никиты Хрущёва, что стало символом конфликта между властью и современным искусством. Несмотря на это, именно Неизвестный впоследствии создал надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище.

В 1976 году скульптор эмигрировал сначала в Европу, затем в США. Его творчество в этот период приобрело мировую известность. Среди наиболее значимых работ — «Древо жизни» в Нью-Йорке, мемориал «Маска скорби» в Магадане и монумент «Лотос, восходящий из песков» в Долине Ассуана в Египте. Неизвестный создавал монументальные произведения, в которых сочетались экспрессия, философская глубина и символизм. Его искусство стало отражением борьбы человека за свободу и поиска духовных ценностей в условиях политических и культурных катаклизмов XX века.